Дмитрий Туманов о предстоящей поездке в Москву на гала-концерт «Поют и танцуют дети Татарстана»

Аватар пользователя repace

До отъезда в Москву участников гала-концерта «Поют и танцуют дети Татарстана» времени осталось меньше недели. Руководители проекта напоминают мне спортсменов-легкоатлетов, вышедших на финишную прямую: все устали, но темпа сбавлять нельзя. Продюсер фестиваля Дмитрий Туманов находит время пообщаться со мной только вечером. Мы беседуем в центральном «штабе» «Созвездия-Йолдызлык» на Зайни-Султана, 13, в 20:15 по Москве 25 октября 2010г.

Туманов Дмитрий Александрович

- Дмитрий Александрович, как вообще возникла идея проведения столь масштабного мероприятия - вывезти на большую сцену в Москву более 400 детей?

- Если быть честным, то 1 ноября начнется новая эпоха в истории культуры России, потому что такие формы работы с творческими людьми (детьми) нашей республики никогда не применялись на практике. Ни для кого не секрет, что все крупные фестивальные движения нашей страны «заточены» под то, чтобы собирать с людей деньги. Это были сплошь и рядом коммерческие проекты, которые кроме культурологической цели преследовали цель наживы: изъять как можно больше денег из карманов участников, их родителей и педагогов.

- С участников и зрителей, наверное?

- С участников, что самое трагедийное! Вы поглядите, сколько сейчас лохотронов для доверчивых. Заплати 400 000 рублей - и участвуй в голливудском конкурсе, стань голливудской звездой… Откуда у людей при наших зарплатах такие деньги!? Это ужасная ситуация, которую мы в Татарстане попытались изменить в 1998 году.

- Кто это «мы»?

- Мы – это искушенные театральные «волки», которые начали театральную жизнь в 14 лет и очень много хлебнули там горя: настоящего, которое в итоге сделало нас мужчинами. Ведь закулисный театр – это очень жестокая вещь: по конкуренции, по зависти, по подлости. Это нас не сломало - наоборот, как-то очистило. И мы решили, чтобы этих проблем, которых в театре предостаточно, не было у наших талантливых детей. Вообще нет неталантливых детей: кто-то любит маму лучше всех, кто-то лучше всех поет, кто-то лучше всех строгает доску. Просто нет неталантливых!

- Да и, к тому же, талантливые люди наименее социально приспособлены.

- Конечно! Такой вот фантазер зачастую погружен сам в себя… Не люблю то, что к нам пришло из американской культуры, которая прививает нам: будь первым, несмотря ни на что, перешагни через шесть трупов - и получишь жвачку. Я вообще не воспринимаю такую мораль, что если ты небогат, то неугоден Богу. Ведь у нас если олигархи и богатые, то они на самом-то деле духом бедные. Так вот, когда в 1998 году председатель комитета по делам детей и молодежи администрации Казани Игорь Леонидович Савельев пригласил нас возглавить умирающий фестиваль, мы согласились. Перед этим занимались рекламным бизнесом, деньги кое-какие у нас водились, мы вкладывали их в этот фестиваль. Сперва было 100 участников, затем больше и больше. За два-три года проведения фестиваля в Казани мы увеличили число участвующих до 2000. Команда была прекрасная: Евгений Аладинский, Алина Ивах, Дмитрий Платонов, Влад Листков, Айдар Гайнутдинов, Ландыш Шарафутдинова, Наташа Смирнова. Все «отмороженные», честные, ни от кого не зависимые. Сейчас с этим, кстати, гораздо сложнее…

- Чувство жажды наживы не бежало впереди творчества?

- Они работали диджеями, телевизионными ведущими, продвигали тех, кто им действительно нравился. Все стало честно, красиво. Поработав в Казани, мы решили посмотреть, что творится в республике. А там вообще был завал: пели, танцевали дети «глав»… А если поет ребенок «главы», значит, его ждет успех - неважно, есть у него слух или нет. Мы это быстро «сломали», убрали.

- И через это нажили кучу врагов…

- Ну, естественно, а как же без этого! Но нам враги не страшны. Самый страшный враг у человека - его собственное «Я». То есть, рабская психология, про которую говорил Чехов. Так вот, мы параллельно выдавливали-выдавливали этого раба из себя, и нам удалось. И народ стал валить на фестиваль толпами. Министр Бариев испугался даже, с 25 лет до 21 года сократил возраст участников.

- То есть понизили возраст старших участников до 21 года?

- Да. Доброжелатели начали «петь» Минтимеру Шариповичу: мол, если все будут петь и танцевать, кто же у нас будет нефть качать? Так вот, я вам хочу сказать, что у нас нефть есть кому качать, такие люди всегда найдутся. Есть человек сто, которые с этим будут успешно справляться. А чтобы им не мешать, остальные пусть поют и танцуют. Это лучше, чем если они вдруг займутся революцией. И что еще хочу сказать: «Созвездие» очень серьезно обратилось к судьбе педагогов и их социальной защите.

- По сути дела, не только ребенок находит свою дорогу в жизни, но и его педагог становится социально защищенным…

- В Альметьевске была ситуация: мы туда приехали, а педагог, беженка из Таджикистана, собиралась уезжать. В трех номинациях заняла места, глава района выделил ей квартиру. Сейчас у нее ведущий коллектив - образцовый народный коллектив России, уникальный педагог!

Первый президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев признал наш проект лучшим проектом тысячелетия. Не могу с ним не согласиться. Спасибо Диме Пивоварову, который брал у него интервью. В позапрошлом году Минтимер Шаймиев и Дмитрий Анатольевич Медведев договорились объединить культурное пространство стран ШОС и России через фестиваль «Созвездие». В прошлом году у нас побывали все министры культуры стран ШОС, а в этом из-за низкой активности со стороны Министерства культуры Татарстана на фестиваль приехал один Казахстан. Приехала заместитель председателя Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Алла Владимировна Кузьмина. Алла Владимировна была и в прошлом, и в этом году, взяла наш проект под свой патронаж. В прошлом же году министр культуры России Александр Алексеевич Авдеев, посмотрев мероприятия в рамках саммита стран ШОС, сказал Владимиру Владимировичу Путину, что, на его взгляд, культура сохранилась только в Республике Татарстан. В этом есть и наша заслуга, так как министр Авдеев предложил представить нас к премии Правительства РФ в области культуры России. Но, к сожалению, это как-то забылось. Вероятно, были более достойные претенденты. Несмотря на это, в 2009 году мы были отмечены премией «Семья России». На гала-концерте было принято решение о проведении концерта в Москве.

- Вот этого концерта, который пройдет 1 ноября во МХАТе им. Горького?

- Да, во МХАТе им. Горького, на Тверском бульваре, 22. Там будут флаги Татарстана, России, флаг Москвы. Первый раз в истории Татарстана на 40 видеостенах столицы будет показан видеоролик «Поют и танцуют дети Татарстана». Я считаю это выдающимся событием, культурологически это очень серьезный прорыв. Министр культуры Авдеев разослал приглашения на концерт Дмитрию Анатольевичу Медведеву, Светлане Владимировне Медведевой, Владимиру Владимировичу Путину, мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину. Вообще наша система признана антикоррупционной.

- А что именно в ней признано антикоррупционным?

- Порядок присуждения мест на фестивале, потому что никто не сможет «продавить» место незаслуженно.

-Кто отбирал номера для московского концерта?

- Отбирали не только мы, отбирала московская комиссия, во главе с профессором Гуметом Алиевичем Алиевым, который сейчас возглавляет «Клуб выпускников ГИТИС», и Халилюлин Ильдар Умярович — основатель и директор культурного центра "Дом на Патриарших". Ильдар Умярович является генеральным спонсором проекта.

- В СМИ уже начали интенсивно анонсировать предстоящий концерт…

- На сайте Министерства культуры России появился анонс нашего концерта, министр культуры России приглашает на этот концерт Рустама Нургалиевича Минниханова, и мне очень приятно, что Авдеев написал, что, на его взгляд, это лучшее детское представление в мире. Письмо опубликовала газета «Звезда Поволжья».

- Каким оно будет на самом деле?

- Оно будет хорошим, потому что отобраны лучшие номера. Конечно, я очень рад, что именно в Республике Татарстан строительство гражданского общества на примере фестиваля «Созвездие-Йолдызлык» отвоевывает свои позиции.

- Получается, фестиваль не дали загасить?

- Фестиваль не дали загасить, его не дали опошлить. Движение достаточно мощное, это большая и дружная творческая семья, не зря же мы получили премию «Семья России». Конечно, все, что мы делаем, делается не ради одного фестиваля, но и ради создания продюсерского центра. И мы мечтаем, что это будет центр мирового уровня.

- Думаю, предстоящий концерт как раз и станет решающим шагом к созданию такого центра.

- Концерт в Москве и предполагает взятие под свой патронаж 89 регионов России. Меня пугает только одно…

- Что именно?

- Полеты на самолетах: не люблю я самолеты. Хотелось бы создать центр, где китаец снимал бы видеоклип, наша татарская певица пела, узбек шил костюмы, таджик писал музыку, художники рисовали бы декорации.

- Не стоит раскрывать всех карт изумленной публике!

- Хотелось бы включить туда театр «Созвездие», чтобы у детей были своя сцена, рабочие места. Ведь мало того, что из России все выкачивается, - из регионов уходят творческие люди! Они же свободны, чисты, красивы! Но если раньше не было свободного информационного пространства и люди жили счастливо в своем неведении, теперь-то все иначе.

- Обратная сторона информатизации: люди уезжают в мегаполисы и растворяются в творческой биомассе…

- Я очень рад, что у нас в Татарстане построено 48 ледовых дворцов - по всем районам. Но кроме этого обязательно должны быть построены культурные центры, где ребята могут заниматься творчеством. Если молодежь уедет из деревень, районных центров, всё - это будут мертвые города… Надо сделать так, чтобы творческий человек остался в своем селе, надо дать ему качественный итальянский баян, дать возможность выступать на телевидении, появляться в Интернете. Он должен вносить вклад в духовную жизнь своего села.

- То есть, самим собою украсить свой быт.

- Конечно! Пока этого не будет, пока эти таланты не будут сиять, хоть что делай, хоть сколько денег туда вложи - люди будут ходить хмурыми, озлобленными, этакими монстрами. Самое главное, что тревожит в жизни любого человека, - чувство одиночества, отсутствие справедливости, грязь в душе и на улицах.