Зиля Валеева: « Сфера культуры поднимает престиж страны»

Аватар пользователя журнал

Для нас важно было показать Зилю Рахимьяновну не как чиновника, загруженного цифрами и фактами, проблемами руководимой ею отрасли, а раскрыть другую ее сторону, близкую к человеку культуры. Ведь и министрам ничто человеческое не чуждо, тем более тем из них, кто вовлечен в яркий, живой, эмоциональный проект под космическим названием «Созвездие - Йолдызлык».

– Зиля Рахимьяновна, понимаю, что каждый Ваш день насыщен удивительными встречами, событиями. И все же какое самое сильное эстетическое впечатление Вы испытали в последнее время?

– Самое сильное впечатление, сродни шоку, я испытала от встречи с…Нефертити. Будучи в Египте, я видела много сувениров с изображением Нефертити. Думала, что здесь, в этих местах, хранится и оригинал скульптуры красивейшей женщины всех времен и народов.

В 2008 году судьба преподнесла мне сюрприз. Была командировка в Германию, и в перерыве между двумя встречами со знакомой переводчицей вышли прогуляться по центральной площади Берлина. Она предложила зайти в музей: «Взглянем на египетскую коллекцию, посмотрим Нефертити – она того стоит». Оказывается, Нефертити находится на вечном хранении в Берлине.

Я не запомнила ничего другого из египетской коллекции, не помню, как дошла до зала, как потом из него выходила. Я помню только свои последующие ощущения. Имеющийся в нашем распоряжении час был посвящен одной-единственной скульптуре – бюсту египетской царицы Нефертити. Знакомая посоветовала купить на эту тему DVD, открытки, но я ответила, что ничто из этого не передает даже толики оригинала, сотворенного еще при жизни царицы. Вот что происходит, когда встречаешься с настоящим искусством. Подлинным. Это чувство соприкосновения с Прекрасным не заменят никакие суррогаты, никакие открытки, репродукции. Такая встреча оказывает грандиозное впечатление и хранится в памяти вечно.

Стоя возле Нефертити, с некоторой иронией воспринимала желание туристов сфотографироваться рядом с божественной скульптурой. Это своего рода забава, но я бы не рискнула запечатлеть себя рядом с древнеегипетской царицей. Возможно, совершенства женской красоты в ней нет, какие-то пропорции тела не идеальны, но в статуе присутствует совершенство таланта скульптора. Не могу понять, как можно было 33 века назад сделать настолько тонкую работу! Такие моменты подтверждают, что талант – это все-таки дар, данный свыше. Талант не зависит от технологий, от эпохи, прогресса общества или экономического положения…Как, например, работы Леонардо да Винчи, так и это оригинальное творение скульптора отмечено печатью гениальности. Пусть даже оно с чуть отколотым при перевозке ухом, с одним глазом – второй должны были вставить после смерти царицы, но произошли известные исторические события, мужа свергли с трона, и, видимо, Нефертити стало не до скульптуры. Она осталась в веках благодаря изваявшему ее мастеру. Взгляд кажется живым, подбородок приподнят, в уголках губ читается мимический жест, словно она хочет поговорить или ее беспокоит раненое ушко – и трудно согласиться, что эта женщина не из плоти, а из холодного камня.

Мы часто восхищаемся римскими и греческими скульптурами, созданными десятки веков назад. Шедевры имеют такую силу, что «пробивают» по сей день душу любого человека – образованного ли, необразованного, не суть важно, когда ты имеешь дело с подлинным предметом высочайшего качества. Искусство действует на таком уровне сознания, да и подсознания тоже, что ты можешь не быть знатоком прекрасного, можешь не знать истории искусства, но если ты увидел бюст Нефертити или Майю Плисецкую в полете танца, ты получил прививку, имеешь камертон и уровень, планку, с которой можешь оценивать не только другие вещи, но, в принципе, все, что творится в мире искусства.

– Насколько тонко Вы, оказывается, чувствуете красоту подлинного искусства. Совсем не по-чиновничьи.

– По крайней мере, Вы удачно начали интервью. Такие незапланированные встречи с шедевром запоминаются на всю жизнь и заставляют думать о судьбах талантливых людей. А чувствительности надо учиться, образование тоже должно быть. Но, с другой стороны, думаешь: с такими руками, с таким видением, с таким чувством камня, чтобы он покорялся, как живой, – с этим надо родиться. Научиться гениальности, получив художественное образование, видимо, нельзя. Сколько всего должно совпасть, чтобы получилось такое совершенство, которое человечество оберегает, несет с собой через века, тысячелетия. Размышлять об этом на самом деле очень интересно, увлекательно.

Если говорить о моей впечатлительности – да, не раз бывали сильные переживания. Особые эмоции связаны с театром. Однажды я посмотрела «Провинциальные анекдоты» в московской «Табакерке». Там играют Олег Табаков, Евгений Миронов, Владимир Машков, Сергей Безруков – столько талантов сконцентрировано в небольшом пространстве, и эта энергетика заряжает каждого зрителя! В тот вечер мы были в театре с Раисой Константиновной Ким, и она, как настоящая театралка, настояла на том, чтобы мы пошли на спектакль с цветами. И я в конце спектакля поняла: действительно, невозможно было обойтись без цветов! Переполняло чувство гордости и за артистов, и за страну, где живут такие потрясающе одаренные люди! В такие моменты можно наплакаться, расти духовно, очистить все свои чувства, отбросить сомнения, всю себя привести в порядок, потому что искусство театральной игры – тоже некий камертон, приближающий к совершенству. Мы с огромным удовольствием вручали удивленным актерам цветы. Для себя я тогда отметила, что талант Владимира Машкова даже по телевизору (когда смотришь фильмы) улавливается процентов на 10-15. Вот что значит встреча с подлинным искусством, в данном случае с игрой актера. Наслаждаться ею, оценить ее по достоинству можно только непосредственно в театре.

Те же самые чувства я испытала после просмотра в Москве спектакля по «Грозе» Островского в театре «Современник». В тот вечер удивление вызвал факт присутствия в зале всего московского бомонда, начиная с Аллы Пугачевой. В спектакле играла Чулпан Хаматова. Наша Чулпан. Когда она стоит на сцене и говорит: «Почему люди не летают?!», ты веришь, что она может сейчас взлететь, взлететь прямо с этих подмостков! Рядом со мной сидел известный режиссер. Он говорит: « Наступило время Чулпан. Действительно, очень долгие годы в театре царствовала Марина Неелова, а сейчас первая русская актриса – конечно, Чулпан Хаматова!» Когда спектакль закончился, все знаменитости понесли ей цветы. Бесспорно, Чулпан - талант: и как актриса, и как человек. Видимо, ей мало быть гениальной актрисой, она гениальна и как человек, личность – руководимый ею фонд спасает детей от страданий, смертельной болезни. Тусовочные условности не трогают эту хрупкую молодую женщину. Она – Чулпан Хаматова, и этим все сказано. Она настоящая, поэтому с ее спектаклей уходят со слезами на глазах, я в том числе.

– Но где-то Вы, наверное, бываете и хладнокровной?

– Могу быть и хладнокровной. Опыта на руководящей должности уже достаточно. В 1990 году меня избрали депутатом Верховного Совета Республики Татарстан, через два года – первым заместителем руководителя парламента республики, и с тех пор работаю на высоких должностях. Опыт, конечно, выручает, когда трудно сохранить хладнокровие. Я думаю, что излишняя эмоциональность позволительна только когда соприкасаешься с подлинным искусством.

– Зиля Рахимьяновна, как Вы считаете, может ли культура приносить доход государству?

– Государством должны быть обеспечены некие стандарты, позволяющие человеку чувствовать себя человеком и вести достойную жизнь. Ради этого работает вся экономика, прогрессирует общество. Но есть следующая ступень – создание образцов искусства. Они тоже творение человеческих рук и способностей, здесь тоже задействованы производительные силы, а зиждется процесс создания не только на знаниях, но еще и на таланте. Если окинуть взглядом все, что хранится в музеях, что создано за века в искусстве, попробовать подсчитать стоимость этого, то, бесспорно, дивиденды будут громадными. Но эти талантливые творения бесценны, в рублях их не оценишь. Недавно прошел оперный фестиваль в Англии, где звучали популярные арии великих композиторов. Наряду с произведениями Верди, Пуччини и других знаменитостей звучала и ария Габдуллы Тукая из оперы Резеды Ахияровой «Любовь поэта». Она совершенно естественно вписалась в канву величайших арий мира. По крайней мере, не ощущалось неловкости, что эта современная опера чем-то хуже произведений, переживших столетия и которым цены нет. Где-где, а в области искусства и мы умеем создавать неповторимые вещи.

Сейчас, когда говорят о кризисе, о необходимости перестраивать экономику, чтобы производимая ею продукция была конкурентноспособной, надо помнить, что знания наших специалистов дорогого стоят и всегда ценились за рубежом. Именно знания, таланты способны приносить доход. Поэтому считаю: надо продавать то, что покупают у России всегда, что востребовано. А это в первую очередь творения культуры, творческий продукт профессиональных коллективов.

Взгляд на сферу культуры нуждается в корректировке. Почему считается, что она вечно дотируется из бюджета, мало дает прибыли? Кто это дотошно подсчитывал? Как раз сфера культуры поднимает престиж страны. У нас есть свои авторитеты, поклонники и всемирное признание. Культура способна приносить доход. С этой точки зрения посмотрим на театры нашей республики. У татарстанцев есть свои достижения: более ста спектаклей показал в странах Европы театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. Первый, но довольно обнадеживающий опыт есть и у театра имени Галиаскара Камала: успешное выступление на лондонской сцене. Считаю, что культурная экспансия России, и в том числе Татарстана, вполне реальна, просто нужно очень предметно, целенаправленно этим заниматься. Мне кажется, грядут серьезные изменения, на культуру обратят внимание как на серьезный ресурс, как на один из приоритетов развития страны. К счастью, в нашей республике, благодаря вниманию Президента РТ Минтимера Шариповича Шаймиева, Премьер-министра Рустама Нургалиевича Минниханова, парламента, и в годы стабильности, и в трудные времена поддерживалась и поддерживается сфера культуры.

– По-Вашему, какие области культуры надо поддерживать в первую очередь?

– Всегда будут оказываться услуги культуры, гарантированные государством, а именно: библиотечное обслуживание, создание условий для занятий творчеством любому человеку, где бы он ни проживал – в деревне или городе. Для реализации творческих возможностей населения формируются коллективы художественной самодеятельности, создаются условия в клубах, домах культуры. В то же время, чтобы самодеятельные коллективы имели высокие ориентиры, должен быть высоким уровень профессионального искусства. В нашей республике ведущим творческим коллективам, заслуживающим особых условий, оказывается всесторонняя помощь. Так, в бюджете для них предусмотрены гранты. Президент республики М.Шаймиев и нынче поддержал эту строку расходов и даже удвоил сумму грантов. Их получат театр оперы и балета, театры имени Г.Камала и В.Качалова, Государственный симфонический оркестр, Государственный оркестр народных инструментов, Госансамбль песни и танца. Поддержка будет оказана и культурным учреждениям муниципального уровня: удалось увеличить сумму грантов и на интересные инновационные проекты муниципальных культурных учреждений. Гранты предусматриваются и для лучших работников культуры, стремящихся создавать творческие шедевры.

– Зиля Рахимьяновна, Вы, наверное, согласитесь с тем, что таланты надо взращивать с детства. Кто в большей степени должен уделять внимание развитию одаренного ребенка – государство или родители?

– Думаю, что одаренные дети – наша общая забота. Конечно, заметить способности ребенка, вообще заниматься им – задача родителей. Раз они родили ребенка, то они первыми и должны создавать ему условия, внимательно относиться к развитию его способностей. Я встречаю настоящих, даже можно сказать самоотверженных родителей на традиционных конкурсах для детей-инвалидов. Каждые мама и папа любят своего ребенка, порой безгранично. Но, кроме слепой любви, должна проявляться и забота о нем. Родителям детей-инвалидов много времени приходится тратить на то, чтобы научить ребенка обслуживать себя, а если они еще терпеливо, изо дня в день, помогают ему реализовать себя, развивают его способности – это действительно вызывает глубочайшее уважение и почтение. Повышенного внимания требует любой талантливый маленький человек. Только с помощью близких он может творчески развиться, проявить свои способности. Многих опекают заботливые бабушки. Во дворцах культуры часто приходится видеть: дети занимаются в зале, а неподалеку на скамеечках сидят бабушки – с мешочками со сменной обувью, детскими шубками. И им, конечно, низкий поклон, они при деле – воспитывают внучат, свое время используют лучшим образом. Разве это не отдых для души - наблюдать с блеском в глазах, как твой внук танцует, поет, занимается спортом или развивает другой свой дар?!

И все-таки доходы, уровень жизни у семей разные, поэтому поддерживать таланты своих юных граждан – это и государственная забота. Государство, которое о своем будущем думает, подходит к этому делу масштабно. Кроме того, одаренные дети – это и будущие специалисты крупных предприятий и современных производств, поэтому отслеживать таланты, поддерживать их обязано и общество. Здесь я имею в виду бизнес–структуры и учреждения, которые ждут, когда к ним придут способные специалисты. Потому мудро поступают те руководители, которые присматриваются к ребятам, помогают им участвовать в конкурсах и радуются их сегодняшним успехам.

В законодательстве есть некое условное деление на детство, юношество, но при этом паспорт выдается в 14 лет. А сегодняшние дети уже не те, что их родители: среди них очень много самостоятельных в мышлении, деловитых, технически грамотных! Да и во время фестиваля «Созвездие – Йолдызлык» замечаешь, как быстро, умело готовятся юные создания к выходу на сцену, как достойно ведут себя за кулисами. Действительно, это уже новое поколение, более социализированное, более самостоятельное, и наши традиционные методы воспитания тоже должны пересматриваться.

Самое, считаю, главное: кроме государственной поддержки талантливых людей обязательно должна быть поддержка со стороны меценатов. Мы бы не знали многих величайших мастеров и их творений, если бы рядом с ними вовремя не оказались состоятельные люди, способные оценить шедевры и помогать материально.

– Зиля Рахимьяновна, Вы являетесь председателем оргкомитета фестиваля «Созвездие - Йолдызлык». Каким представляете будущее фестиваля?

– Мне «Созвездие - Йолдызлык» интересен как настоящий инновационный проект. Фестиваль, как проект, удалось запустить в рабочий процесс, он подхвачен на местах, развивается. Спасибо главам администраций – у них очень заинтересованное отношение к проекту. Спасибо руководителям многих детских творческих коллективов, участвующих в фестивале. Негласное состязание позволяет взрослым видеть, как из года в год развиваются коллективы, как открываются новые имена, появляются новые и новые звездочки. Поэтому у фестиваля успешное будущее. У него будет и 80 тысяч участников, и больше.

– Как Вы считаете, журнал для одаренных детей «Созвездие - Йолдызлык» нужен?

– Да, конечно, он нужен. Через журнал можно наладить не только обмен опытом, информирование, но и поддерживать интерес к фестивальному движению, быстро доставлять всем участникам фестиваля «Созвездие - Йолдызлык» свежие идеи, проекты, оригинальные решения проблем. Журнал важен как фактор, инструмент, без которого процесс развития фестиваля может стать менее эффективным. Издание полезно и в целом для воспитания молодого поколения – поколения активного, одаренного различными талантами, целеустремленного и деловитого. Успехов вам в этом благородном и нелегком деле!

– Зиля Рахимьяновна, спасибо за интервью. Здоровья и успешных проектов в новом 2009 году!

Розалина МУСАБИРОВА

photo

Ценю хорошие советы.

Ценю хорошие советы.